В век цифровых технологий компьютерная грамотность становится для человека тем мерилом, с помощью которого часто определяется его общественная активность. Неудивительно, что в последнее время все большей популярностью пользуются компьютерные курсы для пенсионеров.
Желающих научиться работать с цифровой техникой немало, люди более старшего поколения не желают отставать от своих детей и внуков, кроме того, большой интерес у них вызывают безграничные возможности мировой сети Интернет, многие хотят сами научится ею пользоваться. Ведь нет ничего проще, чем посмотреть в интернете прогноз погоды или узнать режим работы нужных учреждений, посетить страничку санатория, в который предлагают путевку и т.д. А сколько интересного можно узнать на сайтах о здоровье и кулинарии!
Умудренным жизненным опытом людям психологически довольно сложно учиться в одних и тех же группах с молодежью, особенно со студентами и школьниками. Состав учебной группы становится причиной большого дискомфорта, испытываемого большинством пенсионеров, из-за чего они часто покидают курсы. Кроме того, особенности системы образования, существовавшей во второй половине XX века, а также почтенный возраст ограничивают возможности пенсионеров по быстрому освоению сложной цифровой техники. Именно поэтому учебная программа по которой проводится обучение пенсионеров компьютерной грамотности несколько отличается от аналогичных учебных программ для других категорий граждан. Основные отличия заключаются в том, что компьютерные курсы для пенсионеров проводятся в более спокойном темпе, с частым повторением пройденного материала, с периодическим возвратом к уже отработанным вопросам, а главное - учебные группы комплектуются исключительно по возрасту. Наши бабушки и дедушки в окружении ровесников сразу раскрепощаются, вспоминают советские традиции работы в коллективе, не боятся просить помощи при изучении трудных вопросов, с готовностью оказывают такую помощь другим слушателям. Все это делает компьютерные курсы для пенсионеров более эффективными и интересными.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27.11.2010г. № Пр-3464ГС, с июня 2011 года муниципальное бюджетное учреждение Верхнедонского района «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов» регулярно проводит работу по системе обучения пожилых людей навыкам пользования персональным компьютером и сетью Интернет.
Цель проведения компьютерного ликбеза – по средствам внедрения образовательной программы в массы, не только организовать интересный и плодотворный досуг, но и оградить пожилого человека от негативных настроений, стимулировать его к самореализации, а также социализация граждан.
Работа в данном направлении получила положительный общественный резонанс и стала очень популярной среди жителей района.
Система обучения навыкам пользования персональным компьютером включает в себя обучение основным офисным приложениям, работе в сети Интернет, работе с порталом государственных и муниципальных услуг, знакомство с системой Сбербанк онлайн, общению на форумах, в социальных сетях и по электронной почте и многое другое.
Основные задачи курсов обучения компьютерной грамотности:
1. Формирование индивидуального творческого подхода при проведении занятий
2. Повышение уровня эмоциональной насыщенности занятий
3. Проведение занятий в доступной форме, с широким использованием примеров и сравнений, для обеспечения эффективности восприятия
4. Формирование активной жизненной позиции и стремления к самореализации
5. Побуждение к применению приобретенных знаний в практической жизни
6. Развитие творческого и интеллектуального потенциала граждан пожилого возраста
7. Преодоление страха перед использованием современных средств информатизации
Обучение граждан пожилого возраста и инвалидов «Основы компьютерной грамотности и работы в сети Internet» действует на территории Верхнедонского района и охватывает 10 сельских поселений в составе которых 60 населенных пунктов.
Местом проведения курсов определено здание МБУ Верхнедонского района «ЦСО». Набор групп на курсы обучения компьютерной грамотности производится ежеквартально. Занятия с гражданами пожилого возраста и инвалидами Верхнедонского района проводятся 3 раза в неделю, длительность каждого занятия – 2 академических часа. Слушатели проходят курс продолжительностью 5 недель в объеме 30 академических часов.
В настоящее время прошли обучение компьютерной грамотности 145 граждан пожилого возраста и инвалидов из числа жителей Верхнедонского района.
Новым витком в работе по обучению граждан компьютерной грамотности стало проведение чемпионата по компьютерному многоборью среди граждан, прошедших курс обучения.
В целях популяризации движения по овладению компьютерными технологиями в среде лиц старшего возраста, социальной адаптации в информационной сфере, а также расширения круга общения и организации плодотворного досуга, с 2013 году проходят соревнования по компьютерному многоборью среди граждан пожилого возраста Верхнедонского района.
Из числа бывших слушателей курсов компьютерной грамотности, для участия в соревновании, отбирается от 3-х до 5 граждан пенсионного возраста.
Основной задачей мероприятия выступало формирование позитивного общественного мнения в отношении компьютерной грамотности старшего поколения.
МБУ Верхнедонского района «ЦСО» планирует и далее превратить проведение подобных компьютерных состязаний в добрую традицию.
Все граждане, прошедшие обучение на базе учреждения, оставляют благодарственные отзывы, особо отмечая доступность и простоту восприятия учебной программы.
Высокая оценка образовательной программы, утвержденной в Центре, свидетельствует о верном направлении данной работы.
Верхнедонской район- самый северный в области и значительная часть его жителей пожилые граждане, географически отрезанные от благ цивилизации. Но, несмотря на удаленность нашего района от областного центра и других крупных городов, численность пенсионеров, желающих приобщиться к техническому прогрессу растет с каждым днем. Немало граждан, пошедших обучение, проживают в населенных пунктах, находящихся в значительном удалении от райцентра.
Курсы компьютерной грамотности дают возможность сломать устоявшийся стереотип о неизбежной отсталости старшего поколения от технологического прогресса и способствуют наиболее полной социализации граждан в современной среде.